Моли Бога о нас, угодниче Христов!
Путеводитель:
родился в 1644 году (по другим источникам - 1645) на древней Смоленской земле, в городе Вязьме. Это были пограничные земли Русского государства, подвергаемые частым набегам чужеземных недругов. Кто были родители святителя доподлинно неизвестно (одно из преданий связывает имена их с дописанными на иконе Тамбовской Богоматери предстоящими - преподобномученицей Евдокией и преподобным Алексием Человеком Божиим). Особое почитание святителем Питиримом Прокопия Декаполита дает твердое основание считать, что во Св.Крещении мальчик был назван Прокопием, и если родители его придерживались благочестивого обычая давать новорожденным имена тех святых, в день памяти которых родился ребенок, то можно предположить дату рождения - 27 февраля ст.ст.
яземский Иоанно-Предтечев монастырь, основанный в 1542 г. преподобным
Герасимом Болдинским, явился тем местом, где Прокопий положил начало иноческому
житию. По утверждению одного из жизнеописателей, в возрасте 20 лет Прокопий
принял пострижение, при котором ему было дано имя - Питирим. Одному Богу
остались известны борения молодого инока, в горниле которых был выкован "муж
совершен". Молодой монах, Питирим, снискавший уважение братии, в 1677 г. был
избран настоятелем монастыря. Новый архимандрит твердо взялся за дело
благоустройства и улучшения внутренней жизни обители, пришедших в некоторое
расстройство.
евность по вере и решительность молодого настоятеля понравились патриарху, в
1684 году Питирим был вызван в Москву с тем, чтобы ступить на новое служение
Церкви. Дело в том, что в 1682 г. в числе новооткрытых была учреждена и
Тамбовская епископская кафедра. Первым епископом Тамбовским на весьма короткое
время стал Леонтий, после отъезда которого в 1684 г. вновь встал вопрос о
назначении архиерея. Состоялось избрание Питирима на Тамбовскую кафедру, а
15 января 1885 года он был рукоположен во епископа.
епархии ожидало молодого святителя множество дел: строительство и
благоустройство церквей, монастрей, церковных сооружений, устройство
архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове
и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном
окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников
посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель
не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, трудов, уединенных
молитв и упражнений в безмолвии... Святитель учредил по вяземским обычаям
торжественные крестные ходы, освятил входы и выходы из города святыми иконами,
препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Богоматери. Святитель
Питирим усердно проповедывал за богослужением, чем привлекал немало
людей, жаждущих живого слова назидания.
же через год после своего приезда в этот край святитель Питирим в селе
Пяшкельская слобода (ныне с.Донское) строит храм во имя святого Иоанна
Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Вяземским
Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь,
близ Тамбова, святитель воздвиг
монастырь во имя Иоанна Предтечи
, избрав место для его основания, по одной из версий, вместе со святителем
Митрофаном. В новоустроенной обители святитель имел небольшую келию, в которой
уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он выкопал
колодец, вода которого возымела благодатные целительные свойства. Такой же
колодец он выкопал близ нового тамбовского собора, над которым впоследствии
была сооружена
часовня.
И в этом колодце вода также оказалась освященной особой,
благодатной силой. В 1690 году святитель основал женский
Вознесенский монастырь
, игуменией которого стала его родная сестра, монахиня Екатерина.
![]() |
![]() |
ончина святителя последовала 28 июля 1697 г. (по другим источникам - 1698) в
день празднования чтимой им иконы Богоматери - Смоленской. По словам одной
рукописи, "вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного,
от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме,
как об отце родном". "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру
сохранил; а теперь готовится мне венец правды", - эти слова апостола Павла
(2 Тим. 4;7-8) мог бы сказать о себе великий тамбовский архипастырь, "честное
и многотрудное тело" которого, согласно его воле, было погребено в южном
приделе кафедрального Преображенского собора.
ходе начавшейся в 1917 году войны советского государства против Церкви, вскрытие
ковчегов с мощами святых было одним из самых варварских и кощунственных
мероприятий новой власти. 22 февраля 1919 года собралась специальная комиссия
в составе 43 человек из различных губернских и городских организаций, в комиссию
вошли 5 врачей и 12 человек от приходов Тамбова и Епархиального Совета. В тот же
день рака с мощами была вскрыта, о чем был составлен акт, подробно рассказывающий
о содержимом ковчега. Удивительно, что мощам святителя Питирима, в отличие
от многих других святынь, уничтоженных или вывезенных в музей атеизма в
Ленинград, суждено было остаться в Кафедральном соборе, преобразованном в
краеведческий музей. Надежды на возвращение ковчега с мощами свт. Питирима
оправдались только в год 1000-летия Крещения Руси (1988), когда честные мощи
святителя были возвращены верующим.
Кондак свт. Питириму, еп. Тамбовскому, глас 8
Монахов наставника изрядна и святителя всем людям милостива, чудотворца
предивна и молитвенника о нас неусыпна, сошедшеся воспоим Питирима, Тамбовския
земли похвалу!