новости: - СNews.Ru - новости сервера администрирование: - добавить - администрирование - поиск для admin-а поиск: - поиск в новостях - все новости
Сектор РИТ ДО Положение План работы
ТГТУ
 
 
 
 
 
Сегодня, 20 Сентября 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Понятие, история, ...
В эпоху массового использования компьютерно-телекоммуникационных технологий в системе образования России все шире и шире распространяется так называемое дистанционное обучение (ДО). Что же это такое? Обратимся к серверу портала открытого образования www.openet.ru, где это понятие подробно рассматривается.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и ассинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.

Акцентируем на то, что в состав дистанционного обучения входят образовательные программы, участники которых, в том числе преподаватели и студенты, разделены в процессе обучения пространством и/или временем. Образовательный процесс проходит с использованием новых технологий, таких как кабельное или спутниковое телевидение, видео- и аудиозаписи, факс, модем, компьютерные и видеоконференции, и другие способы электронной доставки учебного материала.

Первая серьезная попытка разделить связь преподаватель-студент была предпринята Яном Коменским еще 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Использование книг-самоучителей нашло свое развитие в середине XX столетия, когда были изобретены программированные учебники.

В конце XIX в. в результате появления регулярной почтовой связи произошла «вторая дистанционная революция» — появилось «корреспондентское» обучение. Теперь студент мог не только читать книги-самоучители, но и посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Образовательные учреждения этого типа существуют и до сих пор. В России это ЕШКО, Школа Илоны Давыдовой и др. Причем они постоянно совершенствуют свои технологии: включают в пакет учебных материалов аудио- и видеокассеты, хитрые тесты и т.д.

Принципиальная проблема корреспондентского обучения заключается в том, что уровень адекватного усвоения письменной информации составляет около 15%, что вчетверо ниже, чем при чтении лекций. Относительно слабая обратная связь также не застраховывает от неправильного усвоения знаний.

Главная и, безусловно, плодотворная идея «заочного» образования — оптимальное сочетание очных и корреспондентских методик преподавания и лучше, и доступно. Другое дело, что реализовать это можно по-разному. Многие западные университеты до сих пор широко используют и развивают варианты этой технологии.

В XX в. появился целый букет изобретений, позволяющих передавать и воспроизводить огромное количество информации, поэтому многих вдохновили идеи «эфирных университетов» и «видео-профессоров». Однако оказалось, что отсутствие обратной связи, взаимодействия преподавателя со студентом делает «трансляционные» методики малоэффективными. Наиболее широко данное направление представлено в виде различных аудио- и видео-самоучителей.

Назовем виды дистанционного образования, существующие и в настоящее время:
1. Самообучение;
2. Корреспондентское;
3. Заочное;
4. Трансляционное;
5. Открытое дистанционное образование (ОДО);
6. ДО, основанное на IT технологиях.

Наконец, в 1969 г. англичане, подсмотрев в России, как работает «заочка» и ИПК, придумали Открытое дистанционное образование — ОДО. Изобретение взял под свою опеку лично премьер-министр Гарольд Вильсон. Учредила Открытый Университет королева Великобритании, а канцлером (почетным ректором) по традиции является спикер палаты обшин. Словом было сделано все, чтобы Университет стал одновременно и массовым и престижным (сейчас он занимает десятую позицию в рейтинге Британских Университетов).

Открытое дистанционное образование (ОДО) — это качественно новый вид обучения, возникший в последней трети XX в. как результат интеграции современных образовательных методик и маркетинговых методов обслуживания потребителей в комплексную учебную технологию, обеспечивающую преодоление таких барьеров между студентом и преподавателем, как расстояние, занятость, возраст и др.

Оптимальное сочетание аудиторных и самостоятельных занятий в ОДО реализовано в виде комплекса таких основных мероприятий, как
изучение учебников рабочих тетрадей;
ежемесячные занятия типа тренингов (тьюториалы);
письменные задания раз в 1,5-2 месяца;
выездная школа (тренинг в режиме погружения).

Основными носителями знаний в ОДО являются не преподаватели, а комплекты учебных материалов, которые тщательно разрабатываются командами лучших профессоров. Причем это интерактивные самоучители, т.е. они предназначены не только для хранения информации, но и для взаимодействия со студентом. И после того как учебники уже написаны и изданы, «озвучивать» их на лекциях кажется довольно бессмысленным — ни один лектор не доложит лучше, чем написано.

Преподавателю же (тьютору) достается одновременно и более легкая, и более сложная роль. Он выполняет функции своеобразного «тренера-корректора». Основной метод работы тьютора — небольшая деловая игра. Он дает группе студентов задачу и организует процесс их активной работы. В большинстве случаев студенты сами сообща разбираются в неясных вопросах, а в некоторых — приходится помогать.

Вообше идеей активного обучения пронизано все ОДО. Учебники интерактивные, занятия активные, выездные школы активные, ну а домашние задания — и подавно. Именно поэтому традиционную британскую форму ОДО иногда называют «Активным дистанционным обучением».

Вспомним, что эффективность усвоения письменного текста примерно вчетверо меньше, чем лекции. Именно поэтому нужны активные методы обучения, чтобы за счет обратных связей сделать восприятие знаний адекватным первоисточнику. Другое достоинство активного обучения — высокая мотивация студентов и, следовательно, эффективность обучения.

Уровень активности образовательной методики может также быть определен как мера эффективности управления или самоуправления процессом обучения отдельного студента в режиме реального времени.

В целом, ОДО впитало в себя огромное количество технологических, педагогических, маркетинговых и системных подходов и разработок, и в этом смысле ему пока нет равного. Кроме того, оно удивительно неантагонистично по отношению к другим образовательным подходам и просто впитывает в себя все новое, сочетая его органичным образом.

Сейчас на волне нового скачка развития информационных технологий ОДО также модернизируется, причем эти изменения идут по нескольким направлениям. Во-первых, это использование электронной почты и Интернет для администрирования учебного процесса.

Для поддержания качества учебного процесса между центрами дистанционного обучения, а их в сети могут быть сотни, и головной организацией постоянно поддерживается обмен информацией. И современные технологии позволяют делать это на все более высоком уровне.

Конечно, как и в любом новом деле, здесь не обходится без трудностей. Все письменные работы обязательно должны попасть к тьютору. Связь должна быть постоянной, надежной и недорогой. Большинству этих требований отвечает электронная почта.

Другое направление — использование информационных технологий при написании учебных курсов. Сроки их подготовки резко сокращаются — написание текстов может вестись со скоростью изучения их студентом. При этом соавторы могут находиться за тысячи километров друг от друга.

Третье направление — собственно использование IT в учебном процессе. Одним из наиболее эффективных и удобных к восприятию студентом методов передачи информации на расстоянии является Интернет, и уже сейчас он достаточно широко используется в учебном процессе. По мере расширения его доступности для потребителей будет возрастать и его применение в образовании.

Однако не стоит ожидать, что это будет происходить само собой без разработки специальных информационно-педагогических методик, а затем и технологий.

Само по себе улучшение связи студента с преподавателем с помощью Интернет или интерактивного телевидения проблемы не решает, поскольку по-прежнему остается связь ученик-учитель и соответственно высокие расходы на обучение. Можно увеличить количество студентов, слушающих одного преподавателя, но преподаватель сможет давать обратную связь всегда только одному студенту.

Другая проблема — человеческому мозгу очень сложно привыкать к работе в знаковых информационных средах, и это доступно далеко не всем. Наше сознание значительно лучше оперирует с образами и схемами, чем с абстрактными понятиями. Существующие в настоящее время линии связи и программные комплексы не в состоянии поддерживать дружественные человеку способы отображения информации.

Более перспективное направление — создание специальных обучающих программ. В этом случае студент взаимодействует со специальной видео-кибернетической системой, которая сама может поправлять его, если он при обучении делает элементарные ошибки. (В более сложных случаях без преподавателя все равно не обойтись.) Ясно, что рост производительности труда в этом случае может быть значительным.

Ключевой темой компьютерного обучения являются расходы. Даже на создание компьютерных учебных программ средней сложности на компакт-дисках может понадобиться в 20-100 раз больше времени, чем на подготовку лекций в аудитории.

Эти программы пользуются слабой поддержкой со стороны учебных заведений и устаревают ко времени завершения работы.

Ясно, что все эти проблемы связаны с тем, что человечество только недавно начало создавать информационно-педагогические системы. Будут созданы мудрые методики и удобное программное обеспечение, деньги найдутся и фирмы, которые будут заниматься разработкой таких программ. Но само собой ничего не произойдет, тем более что противодействие традиционных университетов развитию дистанционного образования существует и достаточно сильное.

Следует отметить, что в реальности существуют два направления использования информационных технологий в образовательном процессе. Одно из них ориентировано исключительно на информационные технологии, а другое (ОДО) — на комплекс различных образовательных методик.

Пока по показателям качества обучения и количества студентов впереди ОДО. В будущем же видимо определятся различные области применения того и другого подходов.

В системе образования России уже более десяти лет проводятся работы по интеграции компьютерных телекоммуникационных сетей, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований, основанных на применении современных средств автоматизации. Стремление объединить учебно-методические разработки, находящиеся в российской системе образования, с новейшими информационными технологиями вызвано вполне ясной целью — сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для самых широких слоев населения.

Из традиционных российских Университетов первым оценил технологию ОДО Международный государственный университет экономики, статистики и информатики — МЭСИ (www.mesi.ru), который создал сеть дистанционного образования в десятках городов страны.

Создание Российского портала открытого образования (www.openet.ru) и ввод его в эксплуатацию позволит осуществить реальный выход образовательных учреждений и организаций Российской Федерации (общеобразовательных школ, колледжей, училищ и техникумов, институтов, академий и университетов, независимо от форм собственности) на отечественный и мировой рынки образовательных услуг на основе всемерного использования новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения. Формирование Российского портала открытого образования (далее РПОО) является результатом естественной эволюции системы образования в условиях информатизации общества и опирается на опыт, накопленный системой образования ранее.

Построение РПОО идет путем создания однородной структуры, построенной на базе типового программного обеспечения (ПО), ориентированного на работу в среде Интернет. Это ПО размещается в различных регионах на базе наиболее оснащенных вузов (например, в вузах-узлах сети RUNNet), образуя основу региональных порталов. Каждый региональный портал содержит виртуальные представительства (ВП) учебных заведений своего региона, создаваемые по инициативе учебных заведений различного уровня предлагаемого образования на добровольной, договорной основе и, как правило, без каких-либо дополнительных финансовых инвестиций с их стороны.

Наш университет в течение нескольких лет входит в состав образовательной сети РПОО. При обслуживании нашего сектора на базе компьютера типа Dual Intel XEON 3200/800 RAM DDR 2048 в среде Lotus Notes Domino функционирует типовой программный пакет «Виртуальный университет» (tambov.openet.ru), являющегося основой регионального портала открытого образования, имеющего однородную программно-технологической структуру, все компоненты которой функционируют на единых принципах.

Региональный виртуальный университет(РВУ) — основной системообразующий элемент информационной образовательной среды открытого образования РФ. РВУ объединяет учебные заведения различного уровня и профиля деятельности нашего региона через открытие в нем виртуальных представительств (ВП).

Функционально ПО «Виртуальный университет» является самодостаточным и может функционировать без взаимодействия с иными компонентами РПОО. Однако постоянная модернизация и обновление ПО, актуализация каталогов среды и иные общесистемные процедуры требуют проведения регулярных репликаций (тиражирования) с административным ядром РПОО — Консалтинговым центром (КЦ). В процессе такого взаимодействия происходит обмен данными, на основании которых в КЦ формируются статистические показатели работы и системные каталоги РПОО федерального масштаба.

На данной странице использовались текстовые материалы со страниц WWW:
1. Концепция Российского портала открытого образования
2. В.Д. Орехов. Обучение персонала:Эффективность и экономичность. «Управление персоналом», 3(68), март 2002 г.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Сергеевич Тургенев
 
Каталог тамбовских сайтов Книгоиздание вузов России Каталог «Образование» Тамбовский поисковый сервер
Copyright © 2004-2009, ТамбовЦНИТ ТГТУ, сектор РИТ ДО